Защита контента сайта
Дата: 22/01/2005
Тема: Все, что связано с Глобальной сетью


Пока представители правоохранительных органов в большинстве случаев смотрят сквозь пальцы на кражу интеллектуальной соб- ственности в Интернете. Но это не значит, что с воровством надо смириться. Своими руками тоже можно сделать многое.

Интернет для одних давно уже стал домом, для вторых — местом отдыха, одним из основных источников информации и средств связи. Для многих он стал местом, где мож- но реализовать себя в той или иной ипостаси, будь то нелегкий путь художника, фотографа, писателя, журналиста, музыканта. Личностям творческим Сеть поз- волила с минимальными временными и финансовыми затратами представить свои произведения на суд широкой общественности. Но возникла одна проблема: большое число растущих как грибы интернетпроектов, будь то домашняя страница или один из порталов, стали использовать результаты работы вышеупомянутых творческих личностей в своих корыстных целях, причем без разрешения. Большинство авторов, как правило, весьма лояльно относятся к тому, что их произведения без спроса размещаются на страницах сторонних проектов (не ставя- щих целью извлечение прибыли). По той причине, что в какой-то степени это способствует увеличению популярности произведения (и его автора в том числе). Естественно, это происходит только в том случае, если авторство произведения указывается владельцами ресурса. Но поскольку владелец домашней странички часто не осознает, какой моральный и финансовый урон он наносит, размещая цифровое произведение без ссылки на автора, а объяснить ему аморальность подобных действий не представляется возможным (таких горе-сайтостроителей — тысячи и десятки тысяч), приходится использовать методы защиты содержания от свободного копирования. Государство пока не собирается отстаивать права законопослушных граждан в Сети, так что бороться с цифро- выми пиратами приходится непосредственно авторам. Защитить авторский текст от копирования с веб-сайта сложно, да и вряд ли здесь можно говорить о какой-либо защите. В текст невозможно встроить во- дяной знак, а также отследить все публикации данного материала в офлайновых изданиях, очень редко удается заставить нарушителя убрать или исправить материал, размещенный без ведома автора и издателя. Статья 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» гласит, что исключительные авторские права на использование авторских произведений созданных работником по заданию работодателя, принадлежат непосредственно работодателю (закон, конечно, позволяет предусмотреть иное в договоре между ними, однако на практике этого не делается практически никогда). За автором неизменно сохраняются только так называемые личные неимущественные права: право считаться автором данного произведения; право на то, чтобы произведение было опубликовано под его собственным именем, псевдонимом или не было подписано вовсе. За автором также сохраняется право на защиту своего произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству. Автор зачастую рад, если его материал появляется не в одном издании, а мелькает на десятках и сотнях сайтов в Сети. Но вот неуказание авторства либо искажение материала — это и есть посягательство на честь и достоинство. Часто тексты статей просто копируются и размещаются в форумах, пересылаются по почте. Вам же, будь вы владельцем собственной страницы или веб-мастером проекта, было бы намного интереснее, если бы все эти материалы были подписаны ссылками на оригинал текста — в этом случае гарантируется и приток посетителей на сайт, и то, что получат они не только запрошенную по ссылке информацию, но и сопутствующую. Простые, но неплохо работающие трюки — запрет на запись в Буфер обмена, блокирование функций выделения и копирования текста на странице при помощи JavaScript, а также запрет отображения контекстного меню, вызываемого по клику правой клавишей мыши. Несколько строчек скриптов в HTML-коде — и более половины посетителей, решивших скопировать текст, просто бросят эту затею: часть от незнания, часть от нежелания добывать текст с таким трудом. Но ничто не мешает пользователю сохранить страницу целиком, открыть ее в каком-либо редакторе, вырезать оттуда лишний код, а необходимый текст использовать по своему усмотрению. Против таких «специалистов» существуют более продвинутые методы защиты. Один из них разработан компанией Microsoft, которая еще в 1999 году анонсировала решение Microsoft Script Encoding, или JScript.Encode. Суть его сводится к кодировке всей страницы в шестнадцатеричный код ASCII. В этом случае ни скопировать, ни сохранить страницу в читаемом виде нельзя, а вот просмотреть в браузере — пожалуйста. В основе этой технологии лежат все те же функции Java. Несмотря на наличие многих плюсов, Script Encoding не получила слишком широкого распространения. Причины банальны: программа поддерживается лишь операционными системами семейства Windows, а также браузерами Internet Explorer версии 5 и выше. Неплохая альтернатива — кодировщик HTML Guardian компании ProtWare. Эта программа позволяет кодировать файлы практически всех веб-форматов, может закрывать доступ к коду страницы при помощи 384-битного ключа, ограничивать функции браузера (на копирование, сохранение страницы, а также просмотр ее в офлайне). Работает программа практически со всемибраузерами, но разработчик гарантирует максимальную безопасность именно при работе с IE версии 5 и выше. Эти инструменты могут частично обезопасить ваши сайты от взлома и копирования. Тем не менее, если у злоумышленника появилось настойчивое желание украсть ваш текст — никто не помешает перенабрать его вручную в текстовом редакторе. Поэтому следующее, что не помешает делать в меру принципиальному автору, — это отслеживать появление в Сети своих материалов на различных сторонних сер- верах. Благо, сделать это не так сложно. В отличие, скажем, от аудио- и графических файлов любые текстовые совпадения (поиск материалов идет обычно по ключевым словам и фразам) легко находятся при помощи поисковых систем. Возникает следующий вопрос: как отстоять свои права? Как показывает опыт, для того чтобы заставить администратора сайта указать авторство текста (и ссылку на первоисточник), часто достаточно в мягкой, но настойчивой форме попросить его об этом по электронной почте. Если же вы считаете, что публикация вашего материала на данном сервере наносит вам моральный либо финансовый (либо и тот и другой вместе) урон, а администрация сайта остается глуха к вашим претензиям, можно, в принципе, подавать в суд. Подчеркиваю: в принципе, поскольку несовершенство отечественного законодательства в виртуальной области позволяет усомниться в успехе подобного предприятия. Но если уж пришлось обращаться в суд — будьте вооружены и защищены. Лучшее доказательство авторства — наличие публикации в офлайновом изда- нии (при условии, конечно, что материал был опубликован раньше, чем по- явился контрафактный экземпляр). Неплохо, если вы засвидетельствовали у нотариуса дату создания материала (этот способ защиты осуществляется путем нотариального заверения распечатки подготовленной статьи с указанием да- ты и автора произведения). Такой метод, конечно, может показаться трудоемким, но в случае особо ценных текстовых материалов применять его, безусловно, стоит. Наиболее простой, но в то же время весомый (в суде) метод — отправка распечатанного текста самому себе по почте заказным письмом. Почтовый штамп на конверте с датой получения и будет в этом случае вашим защитником (распечатывать конверт до суда ни в коем случае не нужно).

C потокового видео порой не всегда можно снять скриншот

С картинками (имеются в виду файлы графических форматов) ситуация и чуть проще, и чуть сложнее одновременно. Проще в том смысле, что для графических файлов разработано большое количество различных систем защиты. Трудности же заключаются в том, что отслеживать судьбу даже защищенных графических файлов очень и очень сложно. Если необходимо защитить графический файл от копирования с веб-страни-цы, то можно воспользоваться теми же способами, что описаны выше для текста (запрет на вызов контекстного меню, запрет на запись в буфер и т. п.). Неплохой способ защиты от непрофессиональных пользователей — покрытие изображения прозрачным GIF-файлом того же размера. При попытке копирования изображения пользователь сохранит на диск лишь этот GIF-файл. Успешно работает (и очень активно применяется едва ли не на каждом третьем сайте) и такой простой способ, как указание имени автора, URL сайта либо логотипа на самом изображении. «Вырезать» такую метку, не исказив изображения, порой практически невозможно. Обратная сторона медали — наличие метки может не слишком благоприятно отразиться на внешнем виде файла. Еще один способ защиты ваших изображений — это применение инвертирования цветов. Метод заключается в следующем: с помощью Photoshop вы инвертируете цвета на изображениях, сохраняете их в таком виде и выкладываете на сервер. Затем в HTML-коде применяете фильтр «invert», таким образом, измененная ранее и лежащая на сервере картинка будет отображаться для посетителей в нормальном виде. Этот способ (хотя и в ограниченном количестве случаев) подходит для защиты от копирования элементов дизайна страницы. Правда, не гарантируется, что фильтр будет безупречно работать во всех известных ныне браузерах. Вышеупомянутые методы защиты контента (публикация в офлайновом издании, заверение у нотариуса, отправка самому себе заказного письма) применимы в случае ценных фотографий с равным успехом, гарантирующим стопроцентный результат. Если вы снимаете на пленку, то беспокоиться и вовсе не о чем: в случае чего в качестве доказательства авторства можно предъявить негативы. Подстраховаться в случае цифровой фотографии также несложно. Можно, например, хранить у себя оригинал изображения, имеющий, как правило, более высокое разрешение. Еще одно простое решение — обрезаем по 10% с каждой стороны снимка, и в свободный доступ выкладываем именно «обрезанную» версию. В случае спорного вопроса достаточно предъявить в суде полный оригинал. Возможны и менее очевидные схемы, например внесение в изображение неких цифровых водяных знаков, в то время как исходный вариант сохраняется только у вас. Системы цифровых «водяных знаков», которые встраивают информацию об авторе в сам файл — носитель содержания, вносят в него «шум», кодируемый по определенному алгоритму. Этот «шум» и является носителем информации (копирайт, идентификатор, дата создания, адрес автора, условия использования и прочее). Основные требования к системам цифровых «водяных знаков» — стойкость цифровой метки к разнообразным трансформациям файла-носителя (изменение формата, сжатие, аналоговое преобразование, цифровые обработки) и попыткам ее удаления третьими лицами. Не менее важное требование — метка должна быть невидимой. «Водяные знаки» используются не только в качестве аргументов в деле установления личности автора. Существуют также специальные поисковые системы, которые по платному запросу со стороны владельца сканируют доступное им пространство Сети и выдают подробные отчеты в случае обнаружения принадлежащих ему файлов на сторонних серверах.

Работа GIR подписана его прозвищем в рамке вокруг фотографии

Другое дело — музыка. Как признаются сами популярные музыкальные исполнители, любовь пользователей Интернета ко всему бесплатному очень сильно бьет по их кошелькам. Особенно в тех случаях, когда свежевыпущенный альбом появляется в свободном доступе в Сети через неделю после официального выхода (а часто бывает, что и до него). Каким образом можно заставить аудиторию Интернета покупать музыкаль-ные композиции, а не скачивать их через файлообменные сети? Задача на первый взгляд нетривиальная, но вполне осуществимая при выполнении ряда условий. Немалых успехов в деле защиты авторских прав исполнителей добилась компа- ния Apple. Ее онлайновый магазин AppleMusic.com, открытый примерно год на- зад, предлагает своим посетителям приобрести музыкальные композиции по $0,99 за штуку (либо $9,99 за альбом), позволяя выбирать из более чем полумиллиона песен. Apple достаточно либерально относится к вопросам копирования скачанных треков: их можно переписывать на три других компьютера, записывать на компакт-диски до десяти раз и переписывать на MP3-плееры без ограничений. Большинству пользователей, которые слушают музыку дома либо при помощи плеера iPod, эти ограничения не мешают. Добиться контролируемого распространения проданных композиций компании удалось потому, что средства записи компакт-дисков, переноса треков на iPod, а также интерфейс AppleMusic.com интегрированы в единый программный продукт iTunes. Эта же программа является плеером, воспроизводящим скачанные композиции на компьютере. Подобная универсальность, а также тот факт, что до некоторых пор iTunes был доступен только пользователям компьютеров Apple (теперь появилась версия для Windows), позволялилегко отслеживать все действия пользователя и пресекать явные нарушения. Чудес не бывает: хитроумную систему защиты iTunes все же взломал в ноябре 2003 года профессиональный хакер — норвежец Йон Йохансен, снискавший мировую славу тем, что разработал систему взлома защиты лицензионных DVD. Однако предложенный им способ снятия защиты с музыкальных ААС-файлов (в этом формате распространяются композиции iTunes) очень труден и требует наличия обширных знаний в области программирования, а поэтому он вряд ли сможет нанести AppleMusic.com серьезный ущерб (в неделю через этот сервис продается около 600 тыс. треков, что составляет примерно 70% всей легально скачиваемой из Интернета музыки).

Фото на Imdb.com сверху покрыто прозрачным файлом формата GIF

Как ни крути, а полностью избежать того, чтобы ваше творчество использовалось несознательными личностями в своих корыстных целях, не удастся. Можно уменьшить вероятность таких случаев, можно долго и упорно судиться с нарушителями, грозить им геенной огненной и связями в Госдуме. Успех в этих делах будет переменным. Дождемся ли мы того момента, когда можно будет снять с себя заботы о слежении за соблюдением авторских прав на свои же творческие произведения и переложить их на плечи профессионалов? Какие-то изменения в лучшую сторону наблюдаются уже не один год, но до того дня, когда все они организуются в единую стройную систему, по всей видимости, еще далеко.

Автор: Анатолий Сайбель







Это статья Информационный проект Ynks.Net
http://www.ynks.net

URL этой статьи:
http://www.ynks.net/modules.php?name=News&file=article&sid=25