ATI представляет технологию обработки физических эффектов
Дата: 07/06/2006 Тема: Новости из мира ИТ
Желая сдержать свои обещания, компания ATI продемонстрировала на Computex 2006 технологию обработки физических эффектов при помощи собственных видеокарт. Как известно, конкурирующей по отношению к AGEIA PhysX является платформа Havok FX, которая позволяет обходиться силами центрального процессора и видеокарт. Эту же технологию собирается использовать nVidia для своего "физического SLI", который будет представлен во второй половине этого года. ATI уже продемонстрировала опытные образцы систем, поддерживающих обработку физически эффектов силами видеокарт серии Radeon X1xxx.
Сама концепция получила название "Boundless Gaming", что в вольном толковании звучит по-русски как игры без границ. Под границами имеются в виду те барьеры, которые сдерживают масштабируемость игровых платформ в настоящее время: недостаточное быстродействие центрального процессора или графического чипа. Идея Boundless Gaming заключается в устранении узких мест: графическая подсистема ускоряется при помощи технологии CrossFire, а центральный процессор эффективно наращивает производительность благодаря принадлежности к поколению Intel Core 2 Duo. Во всяком случае, ATI делает ставку на Conroe в планах по развитию CrossFire с "физической примесью".
Вторая часть концепции – это Asymmetric Processing, то есть ассиметричная обработка данных. ATI предлагает использовать видеокарты серии Radeon X1xxx для расчёта физических эффектов. В одной системе можно объединить либо две видеокарты, одна из которых будет заниматься "графикой", а другая "физикой", либо три видеокарты, две из которых будут работать в режиме CrossFire, а третья будет рассчитывать "физику". При этом последняя может быть более низкого класса, чем две первых. Например, пара Radeon X1900 XTX может работать с Radeon X1600 XT – последний графический адаптер будет рассчитывать физические эффекты.
Эта инициатива подразумевает создание материнских плат с тремя слотами PCI Express x16 – подобные возможности предоставляет чипсет ATI RD600. Пока демонстрационные системы довольствуются материнской платой Intel D975XBX на базе чипсета i975X, у которой два верхних слота работают по схеме "PCI Express x8 + PCI Express x8", а нижний вообще работает в режиме PCI Express x1. Между тем, ускорять физические эффекты это не мешает.
Сильными сторонами своих графических чипов ATI считает возможности параллельной обработки нескольких потоков и мощный блок предсказания ветвлений. Всё это позволяет заявлять не только о более высоком быстродействии в расчёте "физики" по сравнению с видеокартами nVidia, но даже покушаться на лавры AGEIA PhysX, заявляя о превосходстве, исчисляемом несколькими сотнями процентов.
При помощи Havok FX компания ATI собирается имитировать "физику" твёрдых тел при столкновении, дым, движение ткани и взаимодействие с водой. ATI собирается использовать разумное распределение ресурсов при создании физических эффектов в играх. Непосредственно расчёт эффекта происходит в три этапа. На первом грубо определяется та область, в которой будет происходить взаимодействие объектов. На втором этапе более подробно просчитываются точки контакта. На третьем этапе рассчитывается сама реакция объектов на столкновение. Такой подход позволяет выполнять короткий шейдерный код в тех частях сцены, где нет взаимодействия с предметами, и глубоко просчитывать физические эффекты в тех местах, где объекты взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой.
ATI считает, что архитектура Radeon X1xxx обеспечивает оптимальное соотношение числа шейдерных блоков к числу текстурных блоков (3:1). При расчёте "физики" такая пропорция должна оказаться оптимальной, по мнению канадских инженеров.
Кстати, использование данной технологии не освобождает пользователя от необходимости иметь производительный процессор, именно поэтому ATI делает ставку на Conroe. Впрочем, платформы ATI для процессоров AMD тоже смогут работать с "физикой", просто они получат эту возможность чуть позднее. О сроках появления рассмотренных решений на рынке ATI говорит размыто: "как только появится спрос". Скорее всего, оптимизированные под Havok FX игры появятся к концу текущего года или началу следующего. Если вы будете к тому моменту располагать системой с поддержкой CrossFire на базе двух видеокарт класса Radeon X1xxx, то для работы с физическими эффектами придётся только потратиться либо на третью видеокарту, либо на игру с поддержкой Havok FX. Минимальные аппаратные требования предусматривают использование видеокарт не ниже Radeon X1600 XT – из соображений обеспечения приемлемого быстродействия.
|
|