Российские политики озаботились проблемой вреда от игр; вопрос обсуждался в Общественной палате.
На страницах dtf.ru очень часто появляются сообщения о том, что какие-то политики выступают с критикой игр, обвиняют интерактивные развлечения во всех смертных грехах и предлагают всевозможные запретительные инициативы. Обычно все это мотивируется заботой о детях . Чаще всего такие новости приходят из США, где чуть не в каждом штате обсуждается, уже принят или уже заблокирован судом какой-нибудь законопроект об ограничении продажи подросткам проектов с повышенным содержанием насилия или контента сексуально-эротического характера. Однако случаются обострения и в других странах - то в Германии, то в Японии, то в Великобритании.
Нашу страну такие настроения долго обходили стороной, но в последнее время, к сожалению, и отечественные чиновники стали обращать на игры внимание - как будто мало нашему геймдеву внутренних трудностей и противоречий. Если помните, в начале года всерьез обсуждалась вина скандально известного экшена Postal 2 в трагическом инциденте, случившемся в одной из московских синагог, когда двадцатилетний житель столицы Александр Копцев с ножом напал на прихожан. Предлагалось даже срочно внести поправки в действующее законодательство, в том числе, в закон "О противодействии экстремистской деятельности", и установить ответственность за распространение экстремистской информации через интернет и компьютерные игры. С тех пор, правда, об этом ничего не слышно.
Сегодня - новый повод для беспокойства. Проблема аддиктивности и жестокости игр обсуждалась на днях в Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры, - пишет деловая газета "Взгляд". Досталось как игровым автоматам и электронным казино, которые предлагается объявить вне закона, так и игровым приложениям для персональных компьютеров. По данным Центра коммуникативных исследований РАН, на сегодняшний день в России более 16 с половиной миллионов человек имеют ПК (результаты другого исследования свидетельствуют даже о большей компьютеризации страны) и более 55% пользователей используют его исключительно для игр. Из них 35% - молодые россияне (от 10 до 19 лет), и каждый четвертый проводит за компьютером больше 20 часов в неделю, а около 700 тысяч - от 20 до 50 часов.
После статистики, которой, собственно говоря, можно вертеть очень по-разному, в ход незамедлительно пошли убойнейшие страшилки, знакомые нам по гневным отповедям Джека Томпсона и ему подобных. Так, по утверждению Натальи Марковой, директора центра, компьютерные игры составлены с помощью психологических алгоритмов, которые удерживают игрока у экрана. Кроме того, в большинстве из них начисляются очки за убийства, нападения на стражей порядка, даже за торговлю наркотиками, что формирует у молодых россиян соответствующие взгляды на жизнь. Противодействовать этим научно не доказанным негативным воздействиям предлагается тоже вполне традиционно: ввести в законодательном порядке дополнительные маркировки по возрастным ограничениям и строго наказывать за продажу детям продукции категории "от 16 и старше".
Идею полностью поддержал член комиссии и известный кинорежиссер Карен Шахназаров, который весьма категорично заявил, что когда речь заходит о насилии в играх, это нужно четко отделить от вопроса "возможно ли насилие в искусстве", поскольку игры - это бизнес (в отличие, видимо, от того же кино).
Высказывались и мнения в поддержку индустрии игр, так что общая позиция пока не выработана. В ближайшее время это будет сделано, и тогда члены комиссии напишут обращение к Госдуме или лично к Президенту, в котором попросят как можно скорее разработать соответствующие поправки к существующему законодательству. Мы, само собой, будем пристально следить за развитием событий. В России пока нет мощной проиндустриальной организации, вроде ESA, которая могла бы защищать интересы отрасли на таком высоком уровне, поэтому приходится изо всех сил надеяться на благоразумие властей. © DTF